info@mo-firsanovka.ru

      “Природа - это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков”.   Индийское изречение-
 
     ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МОСКОВСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПОПУЛЯРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, АФИША СОБЫТИЙ)

 

Вход на сайт через соцсети

Текст письма Президенту РФ
с предложением
о создании Единой государственной концепции развития населенных пунктов в РФ (передано 23.11.2013 г.)

Наше обращение к Вам явилось следствием анализа ситуации, порожденной объективно положительными событиями – реальными публичными слушаниями по программам развития населенных пунктов Московской области и, в частности, городского округа Химки. 

К сожалению, казалось бы, реальная возможность для жителей повлиять на решение такой задачи, во многом привела к негативным результатам: росту недоверия к инициативам властей, утрате остатков чувства стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Активность граждан вынужденно носила протестный характер, потому что понятие «малая Родина» для многих все еще не пустой звук. Предложенные программы и планы наглядно продемонстрировали полное отсутствие всякого РАЗВИТИЯ. Мы увидели в этих планах только лишь интересы «узкого круга заинтересованных лиц» (как сейчас модно говорить),  зачастую, ведущие к варварскому разрушению этой «малой Родины». Такое положение дел не ведет ни к чему, кроме снижения доверия к власти и институтам государства.

Эту ситуацию, мы уверены, необходимо кардинально изменить и создать условия для конструктивного взаимодействия общества и государства и придать им позитивную направленность.

На наш взгляд решение такой задачи лежит в плоскости весьма прозаической. Дело в том, что изначально нарушен базовый принцип, алгоритм проектной деятельности, который описывается следующей цепочкой: определить заказчика (1) - описать цель (2) – согласовать с заказчиком (3) - оценить стартовые условия (4) - разработать программы и планы и работать, понимая куда идем. Планы и программы должны рождать социальный оптимизм и гарантировать сохранение ценностей в самом широком смысле этого слова. Они должны быть понятны и наглядны для каждого.

Если в вопросах  развития территорий перейти от лозунгов к смыслам, то – по факту – в части обустройства среды обитания человека выстраивается малосимпатичная схема, в которой заказчику – гражданам РФ – предлагается цель в форме лозунгов, содержащих общие слова и не наполненных смыслами и ценностями, в результате чего согласование с заказчиком (а это российские граждане!) провести невозможно – нет ясной «картинки цели». В результате планы и программы рисуются по принципу «кто во что горазд».

Исходя из вышеизложенного предлагаем:

обобщить имеющиеся результаты публичных слушаний в масштабах страны и на их основе с привлечением независимого экспертного и научного сообщества сформулировать цель – Единую государственную концепцию развития территорий населенных пунктов. И, как и положено, согласовать ее с заказчиком, т.е. с Гражданами России.

Почему единую и почему государственную? Потому, что это соответствует принципу целостности РФ, как страны. Потому, что реализует право ее Граждан на экологическую безопасность, которая  не зависит от  административных границ. Такая концепция должна показать общий вектор развития, четко обозначить границы дозволенного и критерии оценки сделанного. Такой подход, на наш взгляд, находится именно в русле разумного баланса прагматизма и здорового консерватизма.

Со своей стороны считаем необходимым предложить ряд позиций для будущей концепции

Предложения к Единой государственной концепции развития населенных пунктов

Мы провели свое, локальное, исследование настроений и ожиданий граждан. Это началось ещё при сборе подписей под коллективным обращением в адрес Президента Российской федерации по результатам публичных слушаний по проекту развития г. Химки (собравшим более 800 подписей) и продолжилось уже в ходе контактов с другими общественными объединениями. Кроме этого, мы внимательно посмотрели результаты публичных слушаний в разных регионах и выдвигаем ряд предложений для будущей концепции, которые суммируют уже высказанные гражданами мнения, а также включают некоторый известный нам положительный зарубежный опыт.

1. Заказчик: граждане РФ

Ожидания граждан (по нашим наблюдениям):

На первом месте: неприкосновенность частной собственности

На втором месте: экологическая безопасность населенных пунктов

На третьем месте: сохранение исторически сложившихся типов застройки, традиционного уклада жизни каждого региона, города и села – стабильность.

Пример: каждый конкретный участок или домовладение, будь то многоэтажный дом, дача, коттедж или сельский дом, имеет свою рыночную стоимость. Если в процессе «улучшения и развития» даже еще на стадии планирования эта цена падает  - то это не что иное, как прямое залезание в карман граждан. И это противозаконно. Если же рыночная стоимость наоборот, растет – значит администрация, а шире – орган государственного управления, действует эффективно и в интересах населения. Вот прекрасный критерий оценки качества работы чиновников местной администрации.

При этом важно отметить, что это вовсе не означает, что граждане против развития и улучшения их жизни. Просто они хотят точно знать, что кроется под этими правильными, но не наполненными никаким конкретным смыслом словами.

Кроме того, их, граждан, горький опыт показывает, что часто улучшение жизни одних планируется осуществить за счет ухудшения жизни других. Ничего кроме роста социальной напряженности это вызвать не может и, как Вы понимаете, оптимизма никому не прибавляет.

2. Формулировка цели: смыслы, ценности, интересы.

Концепция должна дать ясную, понятную и наглядную картину, каким должен стать населенный пункт – город, поселок, деревня, хутор – в перспективе.

Для этого Концепция должна обеспечивать:

- четкие определения, терминологическую  и понятийную прозрачность, 
- наличие измеряемых параметров для каждой своей составляющей, которые станут обозначением границ дозволенного, определят направление вектора развития и станут критериями оценки сделанного,
- научно обоснованные критерии экологически безопасных условий жизни населения на перспективу.

Предлагаем:

Территорией населенного пункта считать комплекс, включающий:
            а) зону застройки различного назначения;

При этом правила этой застройки должны быть подвергнуты всесторонней ревизии для перевода их на экологически безопасные рельсы.

            б) территорию охраняемого природного комплекса, характерного для данной природной зоны, расположенного вокруг территории застройки, окружающего ее и являющегося рекреационной зоной для населения.

Минимальный размер рекреационной зоны должен быть научно обоснован для различных природно-климатических  и географических условий.
Очевидно, что исходя из исторически сложившихся зон расселения, для населенных пунктов, расположенных недалеко друг от друга, такие рекреационные зоны могут сливаться в единый комплекс.

И тут же возникает резонный вопрос: что такое рекреационная зона в предложенном контексте?

Понятно, что это уже не может быть только парк или только лесопарковая зона, потому что исторически каждый мало-мальски крупный населенный пункт окружен поселками, в которых в разных  пропорциях соседствуют жители зарегистрированные и постоянно там проживающие, и жители – владельцы земельных участков и домов – не зарегистрированные, но проживающие там постоянно или сезонно (так называемые дачники), арендаторы и пр.

И это значит, что надо  отразить эту специфику использования территорий для различных видов и форм отдыха, восстановления сил и проживания, придать этим территориям соответствующий статус, сформулировать адекватные формы их развития, направленные не на их уничтожение, а на создание специальной, адаптированной к их потребностям инфраструктуры.

Не претендуя на глубокую научную проработку предлагаемых тезисов, считаем уместным обратиться к окружающим нас фактам, которые наглядно свидетельствуют о том, что число людей, отдающих предпочтение проживанию в пригородной зоне,  постоянно растет. И это наблюдается не только в РФ, но и в развитых странах Европы. Это очевидный сигнал – жизнь в современном городе, а тем более в мегаполисе, при всех усилиях по улучшению экологической, транспортной, коммунальной обстановки в нем, менее привлекательна, чем жизнь «на земле». Считаем этот сигнал абсолютно  убедительным, т.к., например, по Московскому региону, существующая транспортная инфраструктура делает перемещения человека из Москвы в область и обратно весьма некомфортным, однако это не останавливает миллионные потоки горожан ежедневно уезжающих  хоть на несколько ночных часов в свои загородные дома. Поэтому пригород должен стать «священной коровой», к которой никто не имеет права тянуть свои жадные руки.

Кстати, уместно привести следующее сравнение. План развития на 22 года нашего поселка включал засыпку пруда и строительство аптеки…

Для сравнения (без ностальгии и политической подоплеки): с 1917 по 1939: окончание 1-й мировой, гражданская война, НЭП, индустриализация, коллективизация и культурная революция, 1945 по 1967 – послевоенное восстановление, ядерное оружие, первый полет в Космос, целина, пятиэтажки. Комментарии, что называется, излишни.

Неудивительно, что люди от предложенных планов были в шоке.

в) промышленную территорию (ПТ) для строительства предприятий по утилизации и переработке отходов жизнедеятельности для каждого населенного пункта или нескольких населенных пунктов.  ПТ должна находиться на экологически безопасном расстоянии от зоны жилой застройки, должна быть окружена защитной полосой с учетом местных климатических и природных особенностей.

Потому что сейчас есть все шансы превратить страну в одну сплошную свалку, а реки, речушки и водоемы – в места сброса жидких отходов и, в первую очередь, канализации.

Необходимо определить требования к предприятиям по утилизации и переработке:
- максимальный уровень переработки отходов с учетом существующего технологического уровня отрасли,
- технологии, обеспечивающие отсутствие вредных выбросов во внешнюю среду,
- максимальное использование продуктов переработки, в том числе для нужд населенного пункта (например: тепло и электричество).

Четко сформулировать порядок действий и правила работы с продуктами первичной переработки, т.е. с неизбежными отходами этих самых производственных предприятий первой ступени утилизации.

И здесь есть самые широкие возможности по использованию зарубежного опыта, созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций.

Хочется отметить, что желание очистить страну от мусорных свалок уже нашло свое отражение и в ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ   деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, а именно: в п.2.  документа эта задача обозначена предельно четко «… решение проблем ликвидации накопленного экологического ущерба; увеличение площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями».

Территория населенного пункта в этом контексте должна рассматриваться как единый комплекс, она не может зависеть от существующих административных границ, не может быть уменьшена или перенесена.

2. Об историческом наследии.

История России уходит корнями в глубокую древность, страна претерпела огромное количество потрясений, повлиявших, в том числе, на облик ее населенных пунктов и прилегающих к ним территорий, поэтому важно сохранять оставшиеся свидетельства ее культурного и исторического наследия.  А это не только отдельные объекты, объявленные памятниками.

Наследие – это и общий архитектурный облик, и уклад жизни, и типы, этажность, архитектурный стиль и материал застройки, способы традиционного использования земель и способы проведения досуга. Потому что человек – это далеко не только «функционирование экономической единицы».

Охраняемую рекреационную зону вокруг должен иметь любой населенный пункт.

Для городов и поселков городского типа такие рекреационные зоны должны включать:
- леса, поля и водные объекты вокруг них,
- зоны ИЖС (дачные зоны, садовые и иные товарищества, пригородные поселки и деревни).

Для поселков, сел и деревень, находящихся в зоне активного сельскохозяйственного производства:
– лесные массивы и лесополосы, сады, поля, водные объекты, участки степи  и прочее, непосредственно прилегающие к населенному пункту. На них может и должна вестись сельскохозяйственная деятельность, не ухудшающая экологическую обстановку на данной территории и не приводящая к истощению земель, вырубкам леса без работ по его восстановлению, сбросам отходов в водоемы и в грунт и т.п. явлениям, наносящим вред природной среде.

Изменения в административно-территориальном делении должны приводить не к пересмотру подходов к развитию этих зон, а способствовать их развитию.

3. Любой проект развития территории должен начинаться с тотальной инвентаризации и выработки мер по приведению в порядок имеющегося жилого фонда, инфраструктуры жизнеобеспечения и коммуникаций, природных объектов – лесов, полей, лугов, водных объектов и прочее, создания или реконструкции систем жизнеобеспечения и коммуникаций, адаптированных к конкретным условиям и отвечающих современным требованиям.

Бесконечное разрушение имеющегося во имя строительства нового должно быть остановлено.

Мы полагаем, что для сохранения традиционных территорий расселения людей, необходимо разработать государственную программу стимулирования и создания рабочих мест по всей территории страны в зонах, из которых наблюдается массовый отток населения.

Приоритетными направлениями, кроме вышеизложенных, можно считать:

- строительство и реконструкцию дорог.

Дорожная сеть должна проектироваться и строиться на перспективу….

- внедрение самых современных технологий по глубокой утилизации всех видов отходов

Примером может послужить мусороперерабатывающий завод в Вене, обеспечивающий электроэнергией столицу Австрийской Республики.

Эти предложения, на наш взгляд, при условии системного подхода к их реализации, решают 3 ключевых задачи:

- создают предпосылки для развития и укрепления нравственных, патриотических и культурных основ общества,

- способствуют укреплению здоровья населения,

- позволяют перевести развитие территорий и страны в целом на  экологически-безопасные рельсы и перенаправить финансовые потоки из центра на развитие всей территории РФ, что, безусловно, будет способствовать укреплению ее территориальной целостности.

Как пример, рассмотрим ситуацию со строительством ЦКАД

Программа реконструкции бетонки и создания 2-го транспортного кольца вокруг Москвы безусловно является весьма своевременной.  Однако, как обычно, цель – как комплексное решение, как картинка, иллюстрирующая «куда должны прийти» - на наш взгляд, опять не прописана.

И это, в первую очередь, удар по населению тех поселков и деревень, которые, на свою беду, оказались в близком соседстве с будущей трассой.

Где перечень конкретных мероприятий по УЛУЧШЕНИЮ их жизни?
Где гарантии прокладки трассы на экологически безопасном от них расстоянии?
Что они получат от этого проекта – шум, грязь, вакханалию рынков и базарчиков, чебуречных и шашлычных – сброс отходов за забор и бесконечные кучи мусора или улучшение транспортного сообщения при сохранении тишины без нанесения ущерба окружающей природе?
Где гарантии, что не появятся застройщики с высотками, которые и сейчас умудряются воткнуть бесконечные торговые центры, заводики, многоэтажные дома среди леса на полянке или вообще в зоне ИЖС на одном, отдельно купленном участке? За примерами далеко ходить не надо – сколько таких домов в Московской области сейчас объявлены под снос?
Есть ли планы и насколько они научно обоснованны по созданию защитных полос вдоль трассы?

И если все это есть – то почему не проведено соответствующее масштабам проекта информационное сопровождение?

ЦКАД – это здорово. И публичные слушания, конечно, в каждом затронутом поселке пройдут. Но вот в чем вопрос – мы одна страна или мы ассоциация мелких поселений, где каждый сам за себя?

Если зона еще сохранившихся природных ландшафтов между Москвой и ЦКАД – это еще как-то выполняющая свою функцию рекреационная территория, пусть и порядком изуродованная, то что будет дальше? Кто остановит нашествие на нее «борцов за строительство современного жилья»? Если не будет комплексно, четко, на государственном уровне сформулирована цель – что строим, как строим, что охраняем и как охраняем - никто не остановит.

Проект ЦКАД уже запущен, а, следовательно, есть острая необходимость в кратчайшие сроки установить границы дозволенного и четкое описание цели на перспективу по данному проекту. И отнюдь не в пределах зоны отчуждения вдоль трассы, а для огромной территории от МКАД до ЦКАД  и далее - потому что это ПРИГОРОД Москвы. И административная граница не более чем формальность для тысяч москвичей и жителей ближайшего Подмосковья, которым надо чем-то дышать, где-то отдыхать и на реальных повседневных примерах показывать своим детям, что у них есть будущее и оно не безразлично государству.

В связи с этим предлагаем уже сейчас дать поручение Правительству РФ о принятии соответствующего документа и, возможно, попробовать реализовать проект ЦКАД комплексно и системно в русле предлагаемой нами Концепции.

И тогда многоэтажные джунгли, как раковая опухоль, не расползутся до ЦКАД и само понятие «Подмосковье» не останется только в воспоминаниях.

Вы можете выразить свою поддержку нашей инициативе здесь

или

направить Ваши предложения и дополнения через контактную форму на сайте.

Написать письмо